01
апреля

Транспорт и логистика 01.04.2015

Погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в марте 2015 года составила 103 млн. тонн, что на 1,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года; по итогам 2014 года РЖД получила 44 млрд. руб. убытка по РСБУ; 1 апреля 2015 года вступают в силу изменения в Федеральные законы «Устав железнодорожного транспорта РФ» и «О железнодорожном транспорте в РФ»; Трансконтейнер может направить средства от продажи 50%-ного пакета в Кедентранссервисе на покупку российских железнодорожных операторов; «Уралвагонзавод» готов поспособствовать решению проблемы обеспечения бесперебойных поставок рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России, начав выпуск специализированных рефрижераторных контейнеров.

ОАО «Российские железные дороги»

Пресс-центр ОАО «РЖД» 01.04.2015 г.

 

В МАРТЕ 2015 ГОДА ПОГРУЗКА НА СЕТИ ОАО «РЖД» СОСТАВИЛА 103 МЛН. ТОНН

 

По оперативной информации, погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в марте 2015 года составила 103 млн. тонн, что на 1,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Грузооборот в марте 2015 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,6% и составил 199,8 млрд. тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 0,7% и составил 257,3 млрд. тонно-км.

Погрузка за январь-март 2015 года, по оперативным данным, составила 292,1 млн. тонн, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.

Железными дорогами погружено:

каменного угля – 80,3 млн. тонн (+4% к январю-марту 2014 года);

кокса – 2,8 млн. тонн (-2,8%);

нефти и нефтепродуктов – 65,9 млн. тонн (-0,5%);

руды железной и марганцевой – 26,6 млн. тонн (+0,7%);

черных металлов – 18,7 млн. тонн (+7%);

лома черных металлов – 3 млн. тонн (+11,6%);

химических и минеральных удобрений – 12,9 млн. тонн (-1%);

цемента – 5,3 млн. тонн (-9,1%);

лесных грузов – 10,1 млн. тонн (+2,4%);

зерна и продуктов перемола – 4,6 млн. тонн (+29,8%);

строительных грузов – 23,9 млн. тонн (-22,1%);

руды цветной и серного сырья – 4,8 млн. тонн (+3,9%);

химикатов и соды – 6,5 млн. тонн (-2,6%);

промышленного сырья и формовочных материалов – 7,2 млн. тонн (-1%).

Грузооборот с начала 2015 года составил 562,8 млрд. тарифных тонно-км (+0,2%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии — 724,6 млрд. тонно-км (‑0,2%).


 

Газета «Ведомости» 01.04.2015 г.

Милана Челпанова

 

РЖД ПОЛУЧИЛА В 2014 ГОДУ УБЫТОК В 44 МЛРД. РУБЛЕЙ

 ИЗ-ЗА КУРСОВЫХ РАЗНИЦ

 

Это первый убыток компании с 2008 года. По итогам 2014 г. РЖД получила 44 млрд. руб. убытка по РСБУ (в 2013 г. была прибыль 740 млн. руб.). Это первый убыток монополии с 2008 г. (более ранние финансовые показатели монополия не раскрывает). Выручка РЖД выросла на 1,8% до 1,4 трлн. руб., а себестоимость продаж – на 2% до 1,34 трлн. руб.

Убыток монополия объяснила курсовыми разницами: курс доллара к концу 2014 г. вырос на 71% до 56,2 руб., евро – на 52% до 68,3 руб., указывает в пояснительной записке к своей отчетности монополия. А часть долга компании в валюте (доллары, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов). Краткосрочный долг монополии на конец 2014 г. был 140,5 млрд. руб., долгосрочный – 715,7 млрд. руб. Общий долг вырос на 39% до 856,2 млрд. руб. Какая часть кредитов и займов номинирована в валюте – РЖД не раскрывает. Потери от колебаний курса рубля составили 162,7 млрд. руб., отмечает РЖД.

Негативное влияние на финансовые результаты компании оказало снижение темпов экономического роста в стране (это привело к уменьшению перевозок в сравнении с 2013 г. на 0,8% до 1,22 млрд. т) и решение правительства заморозить тарифы монополий (недополученные доходы составили 67 млрд. руб.), добавляет представитель РЖД. Операционную прибыль монополия в 2014 г. смогла сохранить на уровне 2013 г. – 58,5 млрд. руб., уточняет представитель компании. Это удалось сделать за счет «эффективного управления денежной ликвидностью и рисками».

РЖД полагает, что ее убыток обернется невыполнением ковенантов по кредитам, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением налоговых поступлений, кардинальным снижением инвестиций, перечисляет РЖД в своей долгосрочной программе развития до 2020 г. последствия получения монополией убытка.

Сейчас единственный инструмент, чтобы покрыть убыток, – субсидии от государства, отмечает источник, близкий к монополии. Если ранее РЖД могла покрывать недостающие доходы за счет продажи «дочек», то сейчас таких возможностей нет, отмечает источник, близкий к монополии. Самая крупная сделка была в 2012 г.: продажа 75% Первой грузовой компании структуре Владимира Лисина – Независимой транспортной компании.

В прошлом году РЖД получила 26 млрд. руб. дополнительных субсидий, в этом – еще 30 млрд. руб. До 2020 г. РЖД нужно 460 млрд. руб. в виде субсидий, иначе монополия будет получать убытки ежегодно начиная с 2016 г.


 

Пресс-центр ОАО «РЖД» 31.03.2015 г.

 

1 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА ВСТУПАЮТ В СИЛУ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РФ» И «О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РФ»

 

Для актуализации нормативной базы железнодорожного транспорта федеральным законом № 503-ФЗ от 31 декабря 2014 года внесены изменения в федеральные законы «Устав железнодорожного транспорта РФ» и «О железнодорожном транспорте в РФ». В них определены положения, юридически закрепляющие ответственность всех участников процесса грузовых железнодорожных перевозок.

Актуальность изменений обусловлена необходимостью приведения нормативно-правовой базы в соответствие темпам структурных преобразований и повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта.

Законодательством вводится в действие и уточняется ряд определений и понятий. Так, в новой редакции ФЗ «О железнодорожном транспорте» вводится понятие оператора подвижного состава и контейнеров, учитывающее сложившуюся практику деятельности данных субъектов.

Новой редакцией устава предусмотрено, что заявка на перевозку груза в вагонах перевозчика не может быть согласована, если у перевозчика отсутствует железнодорожный подвижной состав, контейнеры, принадлежащие ему и необходимые для осуществления перевозок.

Законодательно закрепляется необходимость согласования перевозки порожних грузовых вагонов. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе отказать собственнику (оператору) вагона в согласовании при отсутствии заявки на погрузку груза либо согласия владельца инфраструктуры на прием вагонов для временного размещения либо при превышении объема перевозки вагонов пропускным способностям инфраструктуры по маршруту следования.

Также предусматривается ввод ограничений перевозки грузовых вагонов на отдельные железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями или неприемом порожних грузовых вагонов получателями. Перевозчик и владелец инфраструктуры смогут вводить ограничения или отставлять подвижной состав от движения на пути следования и исключить массовое скопление вагонов на станции назначения.

Кроме того, внесены дополнения в устав, вводящие плату за нахождение подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования (с учетом связанных с этим затрат перевозчика), плату за предоставление железнодорожных путей при подаче и уборке вагонов на пути необщего пользования, а также вне перевозочного процесса.

Размер данной платы определяется тарифным руководством (утверждается Федеральной службой по тарифам РФ).

Введение платы за занятие путей общего пользования направлено на повышение ответственности операторов и владельцев вагонов в части оперативного принятия решений о дальнейшем распоряжении вагонами, более эффективного использования инфраструктуры. Мера позволит совершенствовать технологию взаимодействия с операторами подвижного состава при перемещении и размещении на инфраструктуре порожних вагонов, осуществлять своевременную подачу вагонов к местам выгрузки, сократить количество отставленных от движения составов.

В соответствии с новой редакцией устава после выгрузки грузов из вагонов их собственник или в течение 24 часов с момента выгрузки грузополучатель по указанию владельца вагонов обязан обеспечить уборку порожних грузовых вагонов с мест общего пользования либо предъявить порожние грузовые вагоны для перевозки.

После выгрузки груза на путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной железнодорожной накладной.

В случаях, когда имеется необходимость подачи груженых вагонов под выгрузку, порожние грузовые вагоны могут быть поданы с путей необщего пользования на пути общего пользования без оформленных перевозочных документов.

При этом владелец подвижного состава вносит плату за использование железнодорожных путей вне перевозочного процесса за все время нахождения порожних грузовых вагонов на путях общего пользования по истечении 24 часов с момента выгрузки в местах общего пользования либо 12 часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на пути общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов.

Поправки в устав дают перевозчику право на перемещение с путей общего пользования припортовой станции порожних грузовых вагонов, принятых с путей необщего пользования без оформленных перевозочных документов, на другую железнодорожную станцию для нахождения до тех пор, пока они не будут востребованы собственником.

При этом перемещение осуществляется за счет владельца подвижного состава. Кроме того, с момента прибытия вагона на станцию перемещения будет также исчисляться плата за использование железнодорожных путей вне перевозочного процесса.

Порядок перемещения и перечень припортовых станций определяется в соответствии с Правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации.

Принятое положение позволит перевозчику своевременно перемещать невостребованные порожние вагоны и освобождать железнодорожные пути припортовых станций для подачи груженых вагонов под выгрузку в порту.


 

Транспортные компании

ТАСС 01.04.2015 г.

 

ТРАНСКОНТЕЙНЕР МОЖЕТ КУПИТЬ РОССИЙСКИХ ОПЕРАТОРОВ

ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОТ КЕДЕНТРАНССЕРВИСА

 

Трансконтейнер может направить средства от продажи 50%-ного пакета в Кедентранссервисе на покупку российских железнодорожных операторов.

Директор по фондовому рынку и работе с инвесторами компании Андрей Жемчугов заявил, что сейчас, когда активы стоят достаточно дешево, Трансконтейнер не исключает возможность сделок слияния и поглощения. Кроме того, средства могут быть направлены на развитие терминалов в Московском регионе.

По словам Жемчугова, сделка может быть закрыта в течение нескольких месяцев, после завершения всех корпоративных процедур с казахской стороны.

Совет директоров Трансконтейнера одобрил продажу 50% Кедентранссервиса в феврале 2015 года. Сейчас оператор на паритетной основе принадлежит Трансконтейнеру и Казахстанским железным дорогам. Стоимость пакета не раскрывается, но отмечается, что для Трансконтейнера это сделка денежная. По некоторым данным, инициатором сделки выступает КТЖ.

Сейчас Кедентранссервис оперирует 19 железнодорожными контейнерными терминалами в Казахстане, а также осуществляет операции на двух приграничных с Китаем терминалах.


 

Грузообразующие объекты

Газета «Коммерсантъ» №56 01.04.2015 г.

Анна Зиброва, Юлия Галлямова

 

БУДЕТ РЫБЕ КОНТЕЙНЕР

 

Ее поставкам с Дальнего Востока поможет Уралвагонзавод

Уралвагонзавод (УВЗ) готов поспособствовать решению проблемы обеспечения бесперебойных поставок рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России, начав выпуск специализированных рефрижераторных контейнеров. Железнодорожные операторы, однако, будут готовы закупать их только в случае, если тарифы на перевозку в таких контейнерах уравняют с теми, что применяются к универсальным контейнерам.

Инициативу по созданию специализированных рефрижераторных контейнеров для перевозки рыбы и других скоропортящихся продуктов УВЗ высказал 24 марта на совещании в Минвостокразвития, рассказали «Ъ» его участники. На совещании, по их словам, гендиректор «Агентства рефперевозки» Ильдус Халиков сообщил о возможности купить около 2 тыс. рефрижераторных контейнеров (рефконтейнеров). Инициативу УВЗ также поддержала дочерняя структура РЖД, компания «Рефсервис», готовая потратить 1 млрд руб. на обновления парка.

Замгендиректора НПК «Уралвагонзавод» Андрей Шленский подтвердил планы начать производство рефконтейнеров. По его словам, соответствующий проект в ближайшее время планируется представить в Фонд развития промышленности. Производство около 1 тыс. рефконтейнеров в год господин Шленский оценивает в сумму не менее 1 млрд. руб. Источник, близкий к УВЗ, говорит, что финансировать проект может государство, совещания на эту тему уже прошли в Минвостокразвития, Минпромторге и Минтрансе. По словам участников рынка перевозок, для обеспечения бесперебойных поставок рыбы в европейскую часть России потребуется построить порядка 10 тыс. рефконтейнеров.

По итогам совещания в Минвостокразвития заместитель его руководителя Олег Скуфинский поручил создать рабочую группу по обеспечению бесперебойной поставки рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока и организовать встречу с Фондом развития промышленности для «обсуждения условий финансовой поддержки проекта» (об этом сообщается в копии протокола совещания, имеющейся у «Ъ»). Согласованный проект будет представлен 7 апреля на совещании у отвечающего за регион вице-премьера Юрия Трутнева.

Источник «Ъ» в Минпромторге говорит, что ведомство «готово рассмотреть финансово-экономическое обоснование указанной программы». Министерство уже направило свою положительную оценку в Минвостокразвития, подкрепив ее тем, что уровень износа «рефсостава» действительно чрезвычайно высок. Сейчас в России рефроконтейнеры не производятся: последний рефрижераторный вагон производства Брянского машиностроительного завода (БМЗ) был изготовлен в 1996 году, а с 1991 года были прекращены поставки в Россию новых вагонов-термосов производства немецкой FTD Dessau. Закупку новых рефрижераторных вагонов на БМЗ в Минпромторге считают экономически нецелесообразной, так как помимо высокой цены — €180-200 тыс., собственник вагона несет высокие издержки на их ежегодное техобслуживание. При этом срок окупаемости новых рефрижераторных вагонов составляет 20-25 лет.

Основной поставщик рефконтейнеров — Китай, где собирается до 90% от всего их мирового объема, говорит гендиректор «Термокон Логистик» Станислав Станкевич. Производство их в РФ, считает он, станет убыточным. Кроме того, несмотря на то, что рефрижераторный передвижной состав действительно устарел и вымывается, участники рынка не будут расширять свой парк без корректировки тарифной ставки. Сейчас доставка рефконтейнером более чем вдвое дороже, чем универсальным, и на 15% дороже доставки в изотермических вагонах.

С прошлой осени рыбодобытчики и перевозчики отмечали, что после введения Россией продовольственного эмбарго увеличился спрос на дальневосточную рыбную продукцию, что привело к нехватке «рефподвижных» мощностей. Об этом, в частности, сообщала компания «Дальрефтранс» (дочерняя структура FESCO) в письме к Ассоциации добытчиков минтая (см. «Ъ» от 12 сентября 2014 года).

В Ассоциации добытчиков минтая поддерживают создание производственной базы рефрижераторного подвижного состава на базе УВЗ, ссылаясь на то, что в последние годы парк вагонов сильно сократился: за последние 12 лет списаны 15,5 тыс. таких вагонов. Часть из списанных вагонов переоборудуют в вагоны-термосы, в которых, однако, сложно поддерживать необходимый уровень температуры, отчего падает качество доставляемой продукции, объем которой в год ассоциация оценивает примерно в 2,5 млн. тонн.