30
января

Транспорт и логистика 30.01.2018

Решения ОАО «РЖД» стали драйверами рынка перевозок контейнеров

Организация новых сервисов, увеличение скорости поездов и оптимизация работы терминалов обусловили рост перевозок

 Решения ОАО «РЖД» стали драйверами рынка перевозок контейнеров
фото: DepositPhotos / Legion-Media

В 2017 году контейнерные перевозки на российских железных дорогах выросли на 18,9%, до 3,9 млн контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU). Главными факторами нынешнего роста опрошенные сайтом Gudok.ru эксперты и участники рынка назвали благоприятную экономическую ситуацию и решения ОАО «РЖД».

По данным ОАО «Российские железные дороги», в минувшем году во внутреннем сообщении отправлено 1 млн 805,6 тыс. TEU, что на 7,4% больше по сравнению с 2016 годом. Транзитные контейнерные перевозки составили 417,3 тыс. TEU, прирост к 2016 году составил 59,2%. Перевозки в экспортных направлениях выросли на 20,1%, до 968,4 тыс. TEU, в импортном направлении перевозки составили 707,8 тыс. TEU, на 33,2% больше, чем в 2016 году. Всего в контейнерах перевезено 37,4 млн тонн грузов, на 17,8% больше по сравнению с 2016-м.

graphic_2018.jpg

В 2016 году на рост контейнерных перевозок повлияли меры, принимаемые ОАО «РЖД» в рамках политики клиентоориентированности. С мая 2016 года Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) предложил грузоотправителям отказаться от оформления заявки ГУ-12 при перевозке контейнеров в прямом сообщении (исключая припортовые станции). Эта мера привлекла с автотранспорта спотовых клиентов.

Постоянный рост сегмента контейнерных перевозок был спрогнозирован в двух рассчитанных до 2030 года документах – Транспортной стратегии РФ, принятой в 2011 году, и в Концепции комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге «РЖД», принятой в 2012 году. В частности, ОАО «РЖД» прогнозировало ежегодный прирост объёма контейнерных перевозок с 2012 года со средним темпом в 12,8%.

Эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Дмитрий Черненок, обращая внимание на рекордный прирост транзита, отметил значительное расширение объёмов торговли между европейскими странами и Китаем. «При этом, важно отметить, что по итогам 2017 года сухопутный маршрут по направлению Китай - Европа достиг реперных точек эффективности по сравнению с морской перевозкой: как с точки зрения сроков доставки, так и с точки зрения стоимости. Железнодорожный тариф в течение года практически не изменялся, чего нельзя сказать о ставках на морские контейнерные перевозки», – отметил Дмитрий Черненок.

Infographica_Web.jpg

Большинство опрошенных экспертов в качестве главного фактора роста контейнерных перевозок назвали благоприятную экономическую ситуацию. Например, первый заместитель финансового директора ПАО «ТрансКонтейнер» Андрей Жемчугов отметил, что «возобновление экономического роста сыграло заметную роль». Компания ожидает, что положительное влияние этого фактора сохранится и в 2018 году. Также, по словам Жемчугова, продолжится и рост коэффициента контейнеризации, который, по предварительным итогам 2017 года, увеличился с 5,3% до 6,2%.

Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Слободяник полагает, что драйверами в сегменте контейнерных перевозок выступили также решения ОАО «РЖД»: организация новых сервисов, увеличение скорости контейнерных поездов, оптимизация работы станций и контейнерных терминалов. «В последние годы наблюдается активное развитие контейнерных перевозок не только из стран Азии в Европу, но и в обратном направлении. Например, в 2017 году из Финляндии в Китай начал курсировать контейнерный поезд с пиломатериалами и оборудованием, из Белоруссии в мае прошлого года также был запущен контейнерный поезд с продукцией деревопереработки». Участники рынка также отмечают роль ОАО «РЖД» в увеличении контейнерных перевозок в будущем.

Генеральный директор АО «РЖД Логистика» Вячеслав Валентик уверен, что факторами, которые будут оказывать влияние на рост контейнерных перевозок в 2018 году, станут рост внутреннего потребления, увеличение объёмов электронной торговли, дальнейший переход контейнеропригодных грузов из других сегментов железнодорожных перевозок (перевозок в других типах подвижного состава), государственная поддержка российского несырьевого экспорта. «Говоря о росте, мы имеем в виду как количество перевезённых контейнеров, так и открытие новых маршрутов. У нас уже есть в разработке несколько бизнес-проектов в данной сфере, включая работу на коридорах «Приморье-1» и «Приморье-2», расширение географии сервиса железнодорожного несырьевого экспорта в Китай (Москва, Самара, Красноярск, Казань и другие города), развитие МТК «Север – Юг», маршрута Россия – Вьетнам и так далее. Развитие экспортных перевозок для нас также важно с точки зрения сокращения дисбаланса грузопотоков, которые традиционно больше из Китая, чем в него», – подчеркнул генеральный директор АО «РЖД Логистика».

По мнению генерального директора АО «Русская контейнерная компания» Ивана Гришагина, роста показателей удалось достичь за счёт развития транспортных коридоров, благодаря которым Россия становится основным логистическим мостом, соединяющим Запад и Восток.

По прогнозам специалистов Русской контейнерной компании, в 2018 году основными факторами, оказывающими влияние на контейнерные перевозки, станут восстановление экономики ЕС и сокращение времени доставки контейнеров по суше в отличие от морского плеча. «Железная дорога показывает рекордные показатели, а порты – нет. Главной причиной роста контейнерооборота на железной дороге мы также считаем рублёвую ставку на перевозку. Вывозить продукцию на экспорт по договору в валюте сейчас выгодно, курс рубля полностью этому способствует. Мы прогнозируем, что в 2018 году рост перевозок контейнерных грузов по сети ОАО «РЖД» продолжится и будет достигать 21–25% по итогам года. Такие показатели обеспечат максимальные темпы роста импорта и транзита. В период с 2018 по 2021 год среднегодовой рост контейнерных перевозок составит около 7% и достигнет 5 млн TEU. При этом рост спроса на перевозку приведёт не только к увеличению конкуренции, но и к росту арендных ставок на платформы и стабильному спросу на платформы и контейнеры», – полагает Иван Гришагин.

Увеличение спроса на подвижной состав зафиксировано уже в 2017 году. За январь - сентябрь 2017 года объем производства фитинговых платформ вырос на 908% до 7518 единиц, сообщил Gudok.ru Владимир Антонов, генеральный директор ОАО «Трансмаш» - крупнейшего производителя этого вида подвижного состава.

Компания «РМ Рейл» (производитель грузового подвижного состава, входящий в состав корпорации «Русские машины») также получила в 2017 году новые заказы на свою продукцию, в том числе на модель 13-1258, предназначенную для перевозки крупнотоннажных контейнеров. В 2018 году предприятие вывести на рынок новую модификацию 80-футовой платформы, рассказал Gudok.ru заместитель генерального директора «РМ Рейл» Андрей Водопьянов.


При этом «РМ Рейл» отмечает недостаточную востребованность у операторов российских контейнеров. Водопьянов, пояснил, что Китай субсидирует своих производителей, за счёт чего цена на их контейнеры получается ниже, чем стоимость материалов.

«Отечественные предприятия, включая наш «Абаканвагонмаш», также нуждаются в государственной поддержке – и для возможности эффективно конкурировать в сложившейся ситуации, и для сохранения компетенций в области контейнеростроения. Переговоры об этом сейчас ведутся между правительством Хакасии и Минпромторгом России», – сообщил Андрей Водопьянов. 

Тимур Бек, gudok.ru